Ирина Татаренко — главный редактор журнала Panorama. Мы познакомились несколько лет назад в пресс-туре в Литву и общаемся по сей день! До карантина часто виделись на допремьерных показах и Одесском кинофестивале.
Одно из увлечений Ирины — создание бумажных и электронных коллажей, каждый из которых пронизан эстетикой и смыслом. Мне захотелось взять у нее интервью — о специфике работы в журнале, его визуальной подаче и, конечно, о коллажах и кинематографе.
Меня очень вдохновляют твои коллажи и видение мира. Как давно ты начала увлекаться коллажами?
«Резать журналы» мне нравилось еще в школе. Дома не разрешали трогать «Юный натуралист» и «Аргументы и факты». Было досадно, потому что в первом были красивые фото, во втором — достойный контент про НЛО и сомов-людоедов. Но в ход шла «Крестьянка», в «Семье и школе» вырезать было нечего. С закройщицкими ножницами и клеем ПВА в тетрадке в косую линеечку я клеила «картины», а из тетрадки делала «журнал», который мы с подружкой «продавали» во дворе. Ходовой валютой во дворе были этикетки для банок с консервацией. Я не знаю, кто из ребят и как раздобыл на местном консервном заводе целые пачки этикеток. «Курс» был: две этикетки «кабачковой икры» к одной этикетке «огурцов неженских», самыми ценными считались этикетка для фруктового компота. 🙂
Меня поразили коллажи Сергея Параджанова, которые я впервые увидела на выставке при Одесском кинофестивале.
Как видом искусства увлеклась коллажами, когда года четыре назад мы готовили материал для Panorama про художников-коллажистов. Меня впечатлили работы известного украинского арт-дуэта BRATY — братьев Ивана и Василя Костенко. Особенно их серия работ, посвященных украинской культуре. А еще коллажи украинской художницы Анастасии Старко (@Ana Lee). Настя — невероятная, раскрепощенная и креативная. Это все находит отражение в ее работах. Одна из них висит у меня напротив кровати. На ней цветы, птицы и еще красивые мужские руки и распятое сердце, думаю, девичье — короче, про любовь. Cлежу за польской коллажисткой Александрой Моравиак (@liquidmemorycollages).
Что послужило толчком?
Позапрошлой осенью мы с семьей ездили в Париж. Это была моя третья поездка в столицу Франции. До нее у меня «не случился роман с этим городом». Ну вот не разделяла я все эти ахи-вздохи и «о шанзелизе». Ну вот не «торкало». А с третьей попытки все сложилось. Все было именно, как в фильмах 70-х с Катрин Денев. Я влюбилась в Париж — его сдержанность и чопорность, его разнузданность, скрывающуюся за воротничком застегнутым на все пуговки.
По возвращению я много раз в мыслях возвращалась в Париж, в памяти всплывали фрагменты поездки. Я напечатала фотографии из Парижа, купила цветной картон, рулон для декупажа с изображениями цветов. Дома достала карту парижского метро, под рукой оказались пригласительные на фестиваль «Французской весны» в Киеве, как раз с изображением Денев из фильма «Шербурские зонтики». Достала ножницы, клей и сделала первый коллаж — микс из обрывков моих впечатлений о Париже. И время от времени возвращалась к коллажированию, особенно в ситуациях, когда мне необходимо было переключиться — доставала журналы, ножницы и резала, собирала, клеила. Для меня это своего рода арт-терапия.
Появилось ли во время карантина больше времени на творчество?
Карантин оказался тем самым временем, на которое я откладывала все свои хобби, в частности увлечение коллажированием.
Ты проходила курсы, связанные с созданием визуальных эффектов?
У меня нет художественного образования. В детстве ходила на кружок рисования.
В феврале этого года я записалась на курс «Коммерческой иллюстрации» в школу рисования для взрослых Fantasy Room. С иллюстрациями не сложилось — как и прежде я прекрасно рисую звероящеров, а вот собрать коллаж в электронном виде у меня получилось. Я была очень рада. Пришла домой, запустила на ноуте фотошоп, попыталась все сделать самостоятельно… и у меня не получилось. Потому что, как и в любом деле, здоровые амбиции — это хорошо, но мало. Нужны знания и практика. Другой вопрос, где их взять, если у меня есть основная любимая работа и нет лишнего времени. Но тут пазл снова сложился — в Украине ввели карантин, на время которого интернет-ресурс Coursera объявил бесплатном доступе к разным курсам на своей платформе. И я прошла онлайн курс фотошопа, в котором можно собирать коллажи.
Ты это больше делаешь для себя или хочешь «переводить» в профессиональную деятельность?
Помнишь фильм «Пролетая над гнездом кукушки» Милоша Формана? Там есть момент, когда главный герой Макмерфи пытается сдвинуть тяжелую тумбу, чтобы сбежать из больницы, но у него ничего не получается и он говорит: «Ну я хотя бы попробовал!». Хотя бы попробовать — главная движущая сила большинства моих поступков. Если чего-то ну очень хочется, а вокруг говорят, что у меня не получится, то я точно хотя бы попробую. 🙂
Я попробовала делать коллажи. Сейчас это мое хобби. С ним мне легче находиться на карантине, и главное — не нарушать его. Как профессиональную деятельность не рассматриваю — у меня недостаточно знаний и опыта. Тем более, в Украине есть много талантливых художников международного уровня. Сегодня утром я смотрела двигающиеся коллажи Катерины Дендюк на песню Torban — огонь! Недавно друг предложил придумать коллаж-афишу для его будущего мероприятия в Одессе. И я очень этому рада! Это для меня новый опыт и я обязательно хотя бы попробую!
Журнал Panorama я могу отличить из тысячи, в том числе, из-за визуальной подачи. Сколько времени уходит на создание одного номера?
Подготовка журнала — это не совсем про креатив. Это крепкая дружба с цифрами и датами, уважение дедлайнов и количества знаков в статье. Наш редакционный девиз: «Мы не делаем журнал, мы занимаемся любовью». Получается у нас любовь по расписанию. 🙂
На подготовку есть три недели, в которые надо уложиться, независимо от наличия вдохновения и погоды за окном. Здесь надо сказать «спасибо» моей учительнице математики, ее настойчивости и прозорливости моих родителей — у меня-таки диплом менеджера-экономиста. Люблю цифры и уважаю тайминг.
Потому что главный редактор — это не писатель, не художник и не креативщик, а в первую очередь — менеджер.
Сама ли подбираешь вижуалы и затем ставишь задачу дизайнеру?
У нас есть негласное правило, которому следуют сотрудники редакции и фрилансеры: материал должен быть написан так, чтобы читатель вырвал страницу и спрятал в карман, чтобы достать в городе, о котором мы писали и воспользоваться советами. Вижуалы же должны сделать все, чтобы привлечь внимание к тексту. На старте я ставлю задачу дизайнеру и он занимается подбором иллюстраций. Но, в целом, создание журнала — это командная работа. При необходимости брейнштормим всей редакцией, придумывая максимально удачное оформление для какой-то абстрактной темы, будь то «эффект Манделлы» или материал об этикете в социальных сетях.
Я знаю тебя и еще как человека, влюбленного в кино. Помогает ли этот опыт в создании коллажей?
Очень! Хорошее кино вдохновляет, чего так не хватает на карантине. Я люблю кино, смотрю его постоянно, но зачастую делаю это… затылком. Ну то есть, когда включаешь фильм на ноуте «фончиком» и занимаешься своими делами — моешь посуду, делаешь ревизию в гардеробе, моешь окна или режешь коллажи. Сотню раз зарекалась, так не делать. И продолжаю делать. Причем, самое смешное — включаю кино фончиком, чтобы помыть посуду, а кино оказывается годным и я так с тарелкой в руках просижуваю два часа, пока оно не закончится. 🙂 С тарелкой в руках я посмотрела «Дюнкерк» и «Ночной портье», из последнего — «Реальных упырей».
Какие фильмы и режиссеры входят в твой личный рейтинг самых любимых?
Всегда пойду на новые фильмы Уэса Андерсона и Джима Джармуша. Не только потому, что эти режиссеры обладают авторским стилем и талантливы, их фильмы вдохновляют, я выхожу из кинотеатра с улыбкой и мыслью «жизнь прекрасна». Это так волшебно! Один из последних фильмов, когда я вышла из кинотеатра с улыбкой — это «Однажды в Голливуде» Тарантино. О, боги, я пару недель была под впечатлением! Даже купила в кинотеатре афишу, чтобы повесить на кухне! 🙂
Вот мне важно, чтобы фильм дарил эмоции, чтобы я испытывала чувства, а порой претензии и даже нелюбовь к персонажам. Знаешь, как хотелось треснуть главную героиню «Призрачной нити»? 🙂
Какие работы кинематографистов повлияли на тебя больше всего?
Не могу сказать, что это мои самые любимые фильмы, но в разное время они действительно повлияли на меня. «Крупная рыба» Бертона научил тому, что красота в глазах смотрящего, а драма или комедия любой жизненной ситуации происходит только в голове проживающего ее. Фильм «Парад» Драгоевича упорядочил мои мысли по поводу противостояния в украинском обществе — «правильной» и «неправильной» ориентации. В целом, не приемлю нетолерантность ни в одном из ее проявлений. «Бойцовский клуб» Финчера — фильм, определивший для меня границы смелости, точнее, отменивший их. «Горе-творец» Франко — о боги, это фильм о фильме, самом худшем в мире, но для меня в первую очередь о том, что каждый имеет право на мечту, но не у каждого хватает смелости на ее реализацию. «Пикник под Висячей скалой» Уира — дал четкое понимание какой должна быть тайна.
«Ангелы революции» Федорченко — совпадает с моим убеждением, что чужую культуру и религию можно не понимать и не разделять, но обязательно уважать. «Пропала грамота» Ивченко — для меня он про любовь к украинской культуре и традициям. «Выживут только любовники» Джармуша — про идеальную любовь, в которую я верю.
Как изменился твой рабочий график во время карантина?
Полностью изменился. Да у меня просто школьные каникулы какие-то! Утро начинается с пробежки на школьном дворе, помогаю родителям на даче, учу английский, читаю книжки, смотрю кино. Вот наконец-то прочитала «Фауста» и посмотрела первую часть «Звездных войн».
Чего тебе не хватает больше всего?
Мне хочется обниматься и целоваться, а еще выпить бокал холодного розе где-то на бульваре между Верхним и Нижним Валами. Поставить фончиком на YouTube какую-то винтажную песню из 80-х, которая будет играть прямо из кармана моего тренча, надетого на манер героини из фильма «Море любви».
Чему тебя научил карантин и вынужденная самоизоляция?
Из важных выводов: последовательность и самодисциплина — творят великие дела. Из неважных: праздник всегда с тобой, и его никто не в праве отменить. Мы с друзьями научилась устраивать онлайн-пати, не менее яркие, чем в реальности.
У меня есть опыт «одиночных вечеринок» — однажды во Флоренции никто из моих друзей не захотел после ужина пойти потусить. В минибаре было проссеко, я включила местное радио, открыла окна и стала танцевать. На мое счастье, никто из жителей дома напротив не пришел. Но когда при выезде из отеля в чеке я обнаружила дополнительную сумму, напряглась. Подумала, что это штраф за «оскорбление чувств свидетелей моих ночных танцев». Оказалось, что это был налог на проживание в старом городе 🙂
Вообще, мне кажется, у меня «стокгольмский синдром» — мне нравится на карантине, вот только очень хочется обниматься и целоваться!
Ирина не обделила творчеством и наше издание. Специально для Novostidni.ru она создала такой коллаж и рассказала о смыслах, которые закладывала в коллаж.
Женщина с газетой — интересующаяся, в поисках разной информации ценной. В очках, с сигаретой и полураздета — она свободна от предрассудков, у нее есть свое мнение. Общество навязывает ей свои устои, некоторые из них она принимает, а некоторые — нет. Но, как и большинству в пятницу вечером, ей хочется — бокал брюта и затусить под хорошую музыку. Змеи и цветы — это то, вокруг крутятся все ее мысли. Цветы и змеи — это аллегория секса. Она на нем не помешана, но мысли все равно все вокруг него, а без колибри никак — символ любви к жизни и радости.
Фото: Юлия Шелегова